Новости

 

25 апреля 2019 
При каких условиях оплата труда должна гарантированно превышать  МРОТ
Конституционный суд РФ принял постановление от 11 апреля 2019 года №17-П, которое регламентирует оплату трудовой деятельности сверх установленного минимального размера оплаты труда. Сотрудник, работавший в нестандартных условиях, не может иметь заработок, одинаковый с работавшим в обычных условиях.


22.02.2018г.

Информационное письмо о повышении размера базовой единицы для определения минимальных окладов работников и минимального размера оплаты труда с 1 января 2018 года.

подробнее...


16.02.2018г.

Госдума России приняла закон о повышении МРОТ с 1 мая

Государственная Дума Российской Федерации приняла в третьем чтении законопроект о повышении минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума с 1 мая 2018 года. 

На данный момент МРОТ в России установлен в размере 9489 рублей в месяц, что составляет 85% от величины прожиточного минимума. С 1 мая он вырастет на 43% до 11163 рублей, что сравняется с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения в России за II квартал 2017 года. Реализация положений законопроекта коснется 3 миллионов россиян, из которых 1,6 млн занято в государственных и муниципальных учреждениях. 

Напомним, с предложением уравнять МРОТ и прожиточный минимум выступил президент России Владимир Путин в начале января в ходе общения с рабочими на Тверском вагоностроительном заводе. 

В Республике Башкортостан, с учетом уральского коэффициента, с 1 января 2018 года минимальная заработная плата составляет 10913 рублей, а с 1 мая будет составлять 12838 рублей (при условии полной отработанной месячной нормы). Отметим, что прожиточный минимум трудоспособного человека в Башкортостане в настоящее время составляет 9187 рублей. 


 

11.12.2017г.

В Башкирии зарплата с 1 января 2018 года не может быть ниже 10912,35 рублей

Конституционный суд России признал незаконным включение надбавок в МРОТ. После изменений с его исчислением работодателей и бюджет ждут очень большие расходы. Об этом сообщает информационный портал «Красное знамя». Публикацию прокомментировала министр семьи, труда и социальной защиты населения Башкортостана Ленара Иванова, заявив, что с первого января следующего года в республике зарплата не может быть ниже, чем 10912,35 рублей.

«Всё! Дискуссии закончились. Районные надбавки в МРОТ не включаются. Для нашей республики это означает, что зарплата с 1 января 2018 года не может быть ниже 10912,35 рублей», — написала министр на своей странице в соцсети.

В ведомстве пояснили, что действующий в республике уральский коэффициент 15% должен начисляться сверх установленного МРОТ (9489 рублей в 2018 году), а минимальная зарплата составит 9 489+1 423=10 912 рублей.

 

03.11.2017г.

Минималку повысят до прожиточного минимума

Что произошло? Президент РФ Владимир Путин предложил приравнять минимальный размер оплаты труда (МРОТ) к прожиточному минимуму с 1 января 2019 года, а по возможности и раньше. Согласно законопроекту, МРОТ с 1 января 2018 года установят в размере 9489 рублей в месяц (85% прожиточного минимума трудоспособного населения), а с 1 января 2019 года и далее - в размере прожиточного минимума трудоспособного населения по РФ за второй квартал предыдущего года. Правительство одобрило законопроект.

В чем разница между ними? МРОТ – это низший уровень оплаты труда сотрудника. Он определяется законодательством РФ. Работодатель не вправе устанавливать заработную плату меньше этой суммы, если сотрудник отработал полный месяц. Прожиточный минимум – это оценка стоимости условной корзины обычного потребителя. Туда входит минимальный набор: продовольствие; затраты на уплату обязательных налогов и сборов; «коммуналка»; непродовольственные товары; услуги по сохранению здоровья и жизнедеятельности человека.

И сколько они составляют? В Трудовом кодексе РФ прописано, что минимальная оплата труда не может быть ниже прожиточного минимума, но по факту сейчас не так. Прожиточный минимум трудоспособного человека составляет 11 163 рубля, минимальная зарплата - 7800 рублей.

А были такие люди, которые жили только на МРОТ? Да. Вице-премьер Ольга Голодец отметила, что в России есть «уникальная бедность» - когда бедными являются работающие люди. По ее оценкам, 4,9 млн работников получают зарплату на уровне МРОТ, то есть ниже прожиточного минимума.

Все поддержали это? Да. Но профсоюзы предлагают повысить МРОТ до прожиточного минимума уже с 2018 года. - Это хороший шаг вперед, безусловно, но мы считаем, что это вполне можно было бы сделать с 1 января 2018 года. Статистика показывает, что экономика дала положительный тренд в своем развитии, и на сегодняшний день для решения этого вопроса одномоментно требуется в масштабах страны очень немного денег – всего около 60 миллиардов рублей по нашим подсчетам. При этом из федерального бюджета потребуется порядка 16–18 миллиардов затрат, - сказал на встрече с Владимиром Путиным глава Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков.

Откуда взять деньги на повышение МРОТ? На повышение оплаты труда бюджетников деньги выделят из федерального бюджета, а вот коммерческие компании должны будут повысить зарплаты из собственных средств.

Это не приведет к инфляции? Министр экономического развития Максим Орешкин заверил, что нет. Профсоюзы же считают, что это, наоборот, подстегнет развитие экономики за счет увеличения внутреннего спроса на товары и услуги, потому что сейчас у многих россиян просто не хватает денег на покупки.

 

13.12.2017г.

Конституционный суд: надбавки в МРОТ не включать!

Конституционный суд РФ постановил, что компенсационные и стимулирующие выплаты в минимальный размер оплаты труда (МРОТ) не включаются. Такой вердикт он вынес 7 декабря, когда оглашал приговор по делу о проверке конституционности положений статей 129, 133 и 133.1 Трудового кодекса.

Судья Валерий Зорькин зачитал постановление. 

- Конституционный суд постановил. Первое: признать взаимосвязанными положения статей 129, 133, 133.1 Трудового кодекса и не противоречащими Конституции, поскольку по своему правовому смыслу они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда в субъекте РФ районных коэффициентов и надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним. Второе: федеральный законодатель правомочен при совершенствовании законодательства в сфере оплаты труда учесть в системе социального партнерства практику определения тарифной ставки (оклада) первого разряда не ниже величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Третье: правоприменительное решение по делам [четырех] граждан [подавших в КС] подлежат пересмотру с учетом выявленного настоящим постановлением конституционно-правового смысла положения статей 129, 133, 133.1 Трудового кодекса. Четвертое: настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения. 

Само дело Конституционный суд рассмотрел 14 ноября. Поводом к рассмотрению послужили жалобы четырех российских граждан, работающих в Карелии, Алтайском крае и Иркутской области. Они были недовольны системой расчета своих зарплат, при которой «северные» надбавки включаются работодателями в состав минимального размера оплаты труда. 

Профсоюзы оспаривали конституционность этих статей в том смысле, что они позволяют работодателям толковать закон по своему усмотрению. И рассчитывать зарплаты либо как «МРОТ плюс «северные», либо как «северные» внутри МРОТ». Заявителей в суде 14 ноября представляли два человека: адвокат из Архангельской области Владимир Цвиль и секретарь ФНПР Николай Гладков. 

 

 

11.12.2017г.

В Башкирии зарплата с 1 января 2018 года не может быть ниже 10912,35 рублей 

Конституционный суд России признал незаконным включение надбавок в МРОТ. После изменений с его исчислением работодателей и бюджет ждут очень большие расходы. Об этом сообщает информационный портал «Красное знамя». Публикацию прокомментировала министр семьи, труда и социальной защиты населения Башкортостана Ленара Иванова, заявив, что с первого января следующего года в республике зарплата не может быть ниже, чем 10912,35 рублей.

«Всё! Дискуссии закончились. Районные надбавки в МРОТ не включаются. Для нашей республики это означает, что зарплата с 1 января 2018 года не может быть ниже 10912,35 рублей», — написала министр на своей странице в соцсети.

В ведомстве пояснили, что действующий в республике уральский коэффициент 15% должен начисляться сверх установленного МРОТ (9489 рублей в 2018 году), а минимальная зарплата составит 9 489+1 423=10 912 рублей.

 

19.09.2017г.

М. Топилин: С 1 января 2018 года МРОТ увеличится на 21,7 %

«Минтруд России подготовил законопроект о поэтапном повышении МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения, – рассказал Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин. –  В соответствии с поручением Президента законопроект предусматривает повышение МРОТ в два этапа: с 1 января 2018 года до 85 % прожиточного минимума трудоспособного населения и с 1 января 2019 года – до 100 %». 
«С 1 января 2018 года МРОТ увеличится на 21,7 %  и составит 9 489 рублей*. Абсолютный размер МРОТ с 1 января 2019 года будет установлен федеральным законом в 2018 году исходя из динамики прожиточного минимума», – сообщил он. 
По словам главы Минтруда России, «законопроект будет внесен в Госдуму одновременно с проектом бюджета страны на 2018-2020 годы». 

Добавим, что МРОТ будет устанавливаться на уровне 100 % ПМ трудоспособного населения ежегодно федеральным законом. 

* В расчет берется величина прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2017 года – 11 163 рубля. 


05.07.2017

М. Топилин: В 2016-2017 годах МРОТ повысится на 25,7%

С 1 июля 2017 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) вырастет до 7800 рублей в месяц. Это предусмотрено Федеральным законом от 19.12.2016 года № 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»», подготовленном Минтрудом России  в рамках работы по поэтапному доведению минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

«Повышение МРОТ с 1 июля 2017 года производится на прогнозный уровень инфляции – 4% – с 7500 до 7800 рублей в месяц, – заявил Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин. – Соотношение МРОТ к прожиточному минимуму составит 73%». Он напомнил, что предыдущее повышение минимального размера оплаты труда было произведено год назад – 1 июля 2016 года. «В общей сложности в 2016-2017 годах МРОТ повысится на 25,7%», – сообщил глава Минтруда России.

В настоящее время заработную плату на уровне МРОТ получают порядка 900 тыс. работников, из них 70 % – работники, занятые в государственных и муниципальных учреждениях.

По оценкам Минтруда России, повышение МРОТ позволит повысить выплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, увеличить платежеспособный спрос на товары отечественного производства, а также будет способствовать снижению объемов выплаты «серой» заработной платы.

Отметим, что для работников внебюджетного сектора экономики минимальная заработная плата в Республике Башкортостан, как и прежде, будет составлять 8900 рублей, то есть данное нововведение коснется лишь работников бюджетной сферы региона. 

 

17.04.2017г.

Сроки выплаты зарплаты в 2017 году.

   Сроки выплаты зарплаты c 3 октября 2016 года определены по закону не позднее 15-го числа следующего месяца. Изменения в ТК РФ и КоАП РФ внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 272-ФЗ. До этого времени дату выплаты заработной платы компания могла устанавливать самостоятельно.

   По вновь принятому закону установлен запрет на выдачу зарплаты реже, чем каждые полмесяца. Таким образом, зарплату следует выдавать два раза в месяц (аванс и зарплату).

   Какими документами устанавливается дата выплаты заработной платы? Срок выплаты зарплаты может определяться следующими документами: правилами внутреннего трудового распорядка, коллективными договорами или трудовыми договорами.

   В соответствии  с ч. 6 ст. 236 ТК РФ в новой ред. заработная плата выплачивается не позднее 15 календарных дней со дня окончания месяца, за который она начисляется. Т.е. зарплата за февраль 2017 года, например, должна быть выдана не позднее 15 марта.

   На основании  ч. 6 ст. 136 ТК РФ работодатель обязан выплачивать работникам зарплату не реже, чем раз в полмесяца.

  Что делать компаниям, срок выплаты зарплаты которых позже 15-го числа? Для этого нужно изменить условия в трудовых договорах с сотрудниками.  Причем, дата трудового договора должна быть ранее 03 октября 2016 года.

Штрафы за задержку зарплаты.

   В 2016 году административные штрафы за невыплату зарплаты определяются на основании т ч. 1,4 ст. 5.27 КоАП РФ. Они те же, какие применяются для других трудовых правонарушений:

- до 50 тыс. рублей за первое нарушение

- до 70 тыс. рублей за повторное.

  В соответствии с Федеральным законом № 272-ФЗ вводится отдельный штраф за задержку зарплаты, а также "прогрессивная шкала" для компенсаций сотрудникам.

   К тому же в статью 5.27 КоАП добавлены новые пункты 6 и 7. Данные пункты определяют следующие виды штрафов.

За частичную или полную невыплату сотруднику в установленный срок зарплаты (если данные действия не содержат признаков уголовного преступления):

- штраф должностному лицу устанавливается в размере 10-20 тыс. рублей,

- штраф для ИП - 1-5 тыс.,

-штраф компании - в 30-50 тыс. рублей.

   Данный штраф предусмотрен при задержке заработка и других выплат в рамках трудовых отношений. При установлении зарплаты ниже предусмотренной трудовым законодательством, штрафы предусмотрены в таком же размере.

   Какие штрафы грозят компаниям и ИП при повторном нарушении сроков выплаты зарплаты?

При повторном нарушении предусмотрены следующие размеры штрафов:

- штраф должностному лицу 20-30 тыс. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет,,

- штраф для ИП - 10-30 тыс.,

- штраф для компании - 50-100 тыс.

Компенсация за задержку зарплаты.

   За опоздание сроков выдачи зарплаты работодатель обязан выплатить работнику компенсацию. Размер компенсации за опоздание с выплатой зарплаты составляет 1/150 ключевой ставки ЦБ.

   Споры о невыплате зарплаты и других выплат решаются в суде, куда работники могут обращаться в течение года со дня установленного срока выплаты, в том числе при невыплатах при увольнении (до 03 октября 2016 года действовал общий срок - 3 месяца со дня, когда стало известно о нарушении прав).

 

11.04.2017г.

 

Что такое заёмный труд и почему его запретили?


Что такое заёмный труд?

   Заёмный труд – это работа, которую сотрудник выполняет по распоряжению своего работодателя, но в интересах физического или юридического лица, не являющегося его начальником.

   Как правило, работники по займу формально числятся в штате кадрового агентства. Именно с этой фирмой-«прокладкой» у сотрудника заключён трудовой договор, через неё происходит начисление заработной платы и социальных пособий, оформление отпусков и больничных.

     Фактически же человек работает на другую компанию. Между компанией-нанимателем и агентством заключены дополнительные договора. Фирма-наниматель платит кадровому агентству, которое «сдаёт в аренду» сотрудника.

     Подобная форма трудовых отношений запрещена в России с 2016 года.

В каком случае заёмный труд допускается?

Компаниям будет разрешено привлекать временных сотрудников через посредников (частные агентства занятости) на следующих условиях:

- временный работник может работать не более девяти месяцев;

- зарплата временных работников должна быть такой же, как зарплата постоянных работников, выполняющих ту же работу;

- временные работники должны получать компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

- в случае, если количество временных работников будет превышать 10 % от среднесписочной численности работников принимающей стороны, работодателю понадобится учесть мнение выборного органа профсоюза.

В каких случаях временный заёмный труд будет запрещен?

Работодатели не смогут использовать заёмный труд даже временно в целях:

- замены участвующих в забастовке работников;

- в случае простоя, банкротства или угрозы массового увольнения принимающей стороны;

- если постоянные сотрудники отказались работать по причине задержки заработной платы более 15 дней или из-за других нарушений ТК;

- запрещён временный заёмный труд на опасном производстве (I и II классов), при вредных условиях труда 3 или 4 степени;

- запрещена работа по займу в качестве членов экипажей морских судов и судов смешанного плавания.

Кто сможет выступать посредником при заёмном труде?

Предоставлять временных работников в организации смогут частные агентства занятости. Для этого им будет необходимо:

- получить аккредитацию;

- уставной капитал в размере не менее 1 миллиона рублей;

- отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей.

 Серые перспективы «цветной» зарплаты

05.04.2017

   Прежде чем говорить о неофициальной зарплате, нужно четко понимать, что из себя представляет официальная или «белая» зарплата. Такое название прижилось в народе вовсе не из-за цвета купюр, а оттого, что «белая» зарплата вся до последней копейки официально проходит по всем документам: указана в Положении об оплате,  трудовом договоре,  приказе о приеме на работу и так далее. При выплате «белой» зарплаты всегда можно проследить путь ее начисления, надбавок и удержаний.

   По аналогии с «белой» официальной зарплатой существует и неофициальная – «серая» и «черная» зарплаты. Это такие формы оплаты труда, которые частично либо целиком не проходят ни по одному документу предприятия, а выдаются работнику просто на руки наличными средствами, зачастую в плотном белом конверте. Отсюда и название – зарплата «в конверте».

   Так чем же опасна неофициальная заработная плата? Соглашаясь на то, что по официальным документам выплаты будут минимальными, а остальная часть денег будет добираться зарплатой «в конверте», работник предприятия рискует следующим: недоплаченными отпускными и социальными выплатами; маленькой пенсией вследствие мизерных отчислений при «серой зарплате» в Пенсионный фонд; прочими недоплатами, которые гарантирует трудовое законодательство при выплате официальной зарплаты.

   Работники должны понять, что, идя на поводу у недобросовестных работодателей, они сами лишают себя многих прав и социальных гарантий. Такие выплаты не включают в себя ни оплату отпуска, ни оплату больничного листа или отпуска по беременности и родам. К тому же, если работодателю вдруг что-нибудь не понравится, он вполне может уволить работника без выходного пособия и без выплаты зарплаты за отработанный период. Или же в любой момент может просто перестать платить работнику вовсе.

   Итак, зарплаты бывают разные: «черные», «серые», «белые»… Выбор цвета, безусловно, дело каждого гражданина, но следует помнить, что гарантии и компенсации, на которые может рассчитывать работник согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, его права на трудовой и социальный отпуск (по беременности и родам, по уходу за детьми и так далее) могут быть реализованы им только при заключении с нанимателем трудового договора. Для тех, кому важны социальные гарантии и уверенность в завтрашнем дне преимущество «белой» зарплаты очевидно.

 

15.03.2017г.

Как победить серую занятость

 

Устранить "теневую занятость" не сложно, считает вице-премьер Ольга Голодец. Об этом она рассказала на Неделе российского бизнеса.

     Пояснила свои слова так: налоговые службы, Пенсионный фонд России и Фонд обязательного медицинского страхования видят сегодня каждого, и если поставить цель, то серую занятость можно победить, а зарплаты работников - "обелить".

   Другое дело, что средняя зарплата в России по итогам прошлого года составила 36,7 тысячи рублей. Если работодатели платят работникам такие маленькие деньги, говорит Голодец, значит, у них очень низкая производительность труда и нужно ее повышать. Тем более что для этого, например, развивается система квалификаций.

     По словам Ольги Голодец, на сегодня разработаны и утверждены 989 профессиональных стандартов. И это еще не предел - работа над стандартами продолжается и их число будет расти. Также вице-премьер обратила внимание работодателей на то, что от них поступает мало сигналов по поводу того, какие кадры им понадобятся в перспективе. По ее словам, предприятия должны планировать свою деятельность и понимать, специалисты какого плана им понадобятся через год, три, пять. "Нам ведь нужно время на то, чтобы их для вас подготовить - разработать правильные программы обучения, внедрить их", - сказала она.

   "Российские компании не вкладывают прибыль в инвестиции, а без этого не повысить зарплаты работникам."

     Ольга Голодец отметила, что, несмотря на то что российские компании и в прошлом году, и в позапрошлом году получали прибыль, деньги эти не были потрачены на инвестиции. При совокупной прибыли компаний в прошлом году на уровне 23 процентов, а в позапрошлом - 76 процентов инвестиционная активность не только не увеличивается, но и уходит в минус.

     Согласен с позицией вице-премьера и министр труда и соцзащиты России Максим Топилин. По его словам, минимальную зарплату нужно доводить до прожиточного минимума в 11 тысяч рублей и откладывать принятие такого решения дальше нельзя. "Одиннадцать тысяч рублей - не такая большая сумма, чтобы работодатели не могли себе позволить поднять до такого уровня минимальную зарплату", - сказал он.

 

 

 16.02.2017г.

ОПЛАТА ТРУДА РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА 2017 ГОД

Изменения в законодательстве

"Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год" (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2016, протокол N 11)

 Документ предоставлен КонсультантПлюс www.consultant.ru


 

17.01.2017г. 

Минтруд РФ: Утверждены Единые рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) утвердила Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год.

Единые рекомендации на 2017 год подготовлены Межведомственной рабочей группой, сформированной РТК на основе предложений сторон социального партнерства.

При подготовке документа за основу были взяты Единые рекомендации на 2016 год.

Наиболее существенные изменения касаются условий оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров, что связано с установлением предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы руководства и работников учреждений.
Кроме того, в Единые рекомендации внесены редакционные уточнения и дополнения, подготовленные сторонами социального партнерства на основе правоприменительной практики.
Помимо общих для всех учреждений Единые рекомендации на 2017 год традиционно содержат отраслевые разделы – по здравоохранению, образованию и культуре. В них предусматриваются в том числе рекомендации по структуре заработной платы.

В сфере образования рекомендуется использовать средства, предназначенные на оплату труда (без учета районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), так, чтобы размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников в структуре заработной платы в образовательных организациях составляли не ниже 70 %.В сфере здравоохранения рекомендуется продолжить работу по увеличению доли выплат по окладам в структуре заработной платы работников. Рекомендуется сбалансировать ее таким образом, чтобы (без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями) 55-60 % заработной платы направлялось на выплаты по окладам, 30 % – на стимулирующие выплаты преимущественно за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, повышение квалификации, 10-15 % – на выплаты компенсационного характера в зависимости от условий труда медицинских работников.В сфере культуры рекомендуется (без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями) направлять не менее 50-55 % на выплаты по окладам, 10-15 % – на выплаты компенсационного характера, оставшуюся часть – на выплаты стимулирующего характера.

 
 

 19.12.2016г. Законотворчество

Внеплановая проверка за задержку зарплаты

     Правительством Российской Федерации опубликовано Постановление, согласно которому вносятся некоторые изменения в пункт 10 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

   Теперь, если работодатель не вовремя выплачивает заработную плату (к слову, по последним обновлениям законодательства, выплата зарплаты должна осуществляться не позднее 15-ти дней с момента прошлой выдачи денег), возможно инициировать проведение внеплановой проверки. 
     Примечательно, что информация о задержке выплат может поступить в Государственную инспекцию труда из различных источников – работники могут инициировать проверку путём написания соответствующего заявления, обращения граждан, в числе которых находятся и индивидуальные предприниматели, также смогут потребовать проведения внеплановой проверки. Также в списке инициаторов – юридические лица, и органы власти, к которым относятся, например, должностные лица федеральной инспекции труда, а также представители органов местного самоуправления. Поводом для проверки могут служить и сообщения средств массовой информации. 
     Стоит отметить, что в Постановлении также говорится о недостаточных выплатах (например, когда работодатель выплачивает только часть зарплаты), об установлении заработной платы ниже размера, предусмотренным трудовым законодательством (частый распространенный случай – установление оклада ниже прожиточного минимума). За подобные нарушения работодатель также может получить внеплановую проверку. 

 

Скачать Постановление Правительства РФ №1213

 

 

21.12.2016г. Законотворчество

 

Внесены предложения о поправках в Трудовой кодекс в части оплаты труда

   Государственная Дума одобрила законопроект, подразумевающий внесение в Трудовой кодекс некоторых поправок, касающихся оплаты работы в выходные и праздничные дни. Документ разработан Министерством труда и социальной защиты, и содержит следующие изменения: 
Работодатель и работник смогут договориться о работе не только на неполный рабочий день, но и на неполную рабочую неделю. Соответственно, у работодателей появится больше официальных поводов сократить рабочую неделю, если это необходимо. Также, если законопроект вступит в силу, работник сможет получать компенсацию за неиспользованный отпуск (если только он отработал у одного работодателя не менее 11 месяцев).

     Серьёзно хотят изменить оплату сверхурочной работы. Сверхурочная работа должна будет оплачиваться «в полуторном размере за первые два часа работы, приходящиеся в среднем за каждый рабочий день учетного периода». Оплата труда в выходные и праздничные дни будет производиться только за фактически отработанное время. Министр труда Максим Топилин считает, что подобные поправки никак не ухудшает положение работников. Подобные нормы действовали в СССР, но после принятия Трудового кодекса Российской Федерации, их посчитали противоречащими нынешнему законодательству. Фактически же, поправки более удобны для работодателя, нежели работника – если ранее, вне зависимости от количества отработанного времени в выходные, оплачивался в двойном размере весь день, то теперь выплаты будут пропорциональны фактическому времени пребывания на работе. С другой стороны, некоторые категории рабочих, например, водители автотранспорта, будут освобождены от необходимости работать полную смену, для получения заветных «бонусов», так как это, в свою очередь, противоречит законодательству о времени работы водителей. 
Как именно будут реализованы данные поправки, покажет время. 

 



"Правительство РБ": C 1 мая в Башкортостане минимальная зарплата для внебюджетного сектора экономики вырастет до 8900 рублей
  C 1 мая в Башкортостане минимальная зарплата для внебюджетного сектора экономики вырастет до 8900 рублей
  13 апреля в Правительстве Республики Башкортостан прошло заседание Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. 
   Среди обсуждаемых вопросов было предложено установить в Республике Башкортостан с 1 мая 2016 года минимальную заработную плату для внебюджетного сектора экономики в размере 8900 рублей. Для бюджетного сектора с 1 июля 2016 года, согласно решению, принятому на федеральном уровне, минимальная планка по зарплате будет установлена в размере 7500 рублей. В настоящее время минимальная зарплата для внебюджетного сектора экономики составляет 6900 рублей, для бюджетного — 6204 рубля.
  С предложением установить в республике с 1 июня 2016 года минимальную зарплату для внебюджетного сектора экономики на уровне 8900 рублей выступила Федерация профсоюзов Башкортостана. 
   Такое решение позволит поднять уровень оплаты труда работающих в республике, легализовать теневую зарплату, а также увеличить поступление НДФЛ в бюджет, – подчеркнул заместитель председателя профсоюзов РБ Валерий Апокин.
   Правительство Башкортостана и работодатели республики поддержали предложение Федерации профсоюзов Республики Башкортостан. При этом было предложено установить минимальный размер заработной платы для внебюджетного сектора экономики на месяц раньше — с 1 мая 2016 года — и оно также было поддержано всеми сторонами.
   Соответствующий документ об установлении минимальной зарплаты для внебюджетного сектора экономики планируется подписать на следующей неделе, — сообщил координатор Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заместитель Премьер-министра Правительства РБ Салават Сагитов.
   Между тем, как сообщила министр труда и социальной защиты населения РБ Ленара Иванова, уже проведены предварительные расчеты по доведению зарплаты низкооплачиваемой категории работников бюджетной сферы до планки 7500 рублей. Согласно представленным расчетам, понадобится около 200 миллионов рублей. Необходимые средства в бюджете на это изысканы.
 

Государственная Дума России одобрила в первом чтении законопроект, направленный на повышение ответственности работодателей за нарушение законодательства в части оплаты труда.
 
 Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушение законодательства в части, касающейся оплаты труда) разработан Минтрудом России во исполнение поручений Президента Российской Федерации о подготовке предложений по повышению ответственности работодателей за нарушение законодательства об оплате труда.

 

С целью повышения защищенности работников от недобросовестных работодателей в части оплаты труда законопроектом предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Трудовой кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

 

Законопроектом предлагается выделить в отдельный состав административных правонарушений частичную или полную невыплату в установленный срок причитающейся работнику заработной платы, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

 

По сравнению с действующими размерами в случае первичного нарушения увеличен штраф за невыплату зарплаты только для должностных лиц. Он составит от 10 до 20 тысяч рублей (в настоящее время от 1 до 5 тысяч рублей). При повторном нарушении штраф на должностных лиц увеличивается с 10-20 тысяч рублей до 20-30 тысяч рублей (кроме того, сохраняется альтернативная санкция в виде дисквалификации на срок от 1 до 3 лет).

 

Для предпринимателей без образования юридического лица и юридических лиц при повторном нарушении увеличивается только верхняя граница штрафов, нижняя граница не меняется. Сумма штрафа составляет сейчас 10-20 тысяч рублей, предлагается 10-30 тысяч рублей.

 

Для юридических лиц штраф установлен в размере 50-70 тысяч рублей, предлагается 50-100 тысяч рублей.

 

Законопроект содержит также поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, направленные на предупреждение несвоевременной выплаты заработной платы:

 

-конкретизация даты выплаты заработной платы – не позднее 10 дней со дня окончания периода, за который она начислена ( статья 136 ТК РФ, сейчас – не реже чем каждые полмесяца);

 

-предусматривается введение прогрессивной шкалы размера денежной компенсации за каждый день просрочки зарплаты. При невыплате свыше шести месяцев размер компенсации возрастает с 1/300 до 1/150 действующей в этом время ключевой ставки ЦБ России ( ст. 236 ТК РФ, сейчас – 1/300 ставки рефинансирования независимо от срока задержки);

 

- проведение проверок по фактам нарушения сроков выплаты заработной платы незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры ( статья 360 ТК РФ);

 

- увеличение срока исковой давности по обращению в суд за защитой нарушенного права по оплате труда до одного года вместо действующих трех месяцев (статья 392 ТК РФ);

 

- право подачи иска по трудовым спорам по месту жительства работника ( статья 29 ГПК РФ).

 

Сторона Комиссии, представляющая общероссийские объединения профсоюзов поддержала концепцию проекта федерального закона, а сторона Комиссии, представляющая общероссийские объединения работодателей, не поддерживает законопроект в целом.

 

Справочно :

 

В РФ по данным Росстата, на 1 марта 2016 года по сведениям организаций, не относящихся у субъектам малого предпринимательства, суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности составила 3,3 млрд.рублей. Задолженность по заработной плате на 1 марта имелась перед 72 тыс. человек.

 

В РБ по данным Башкортостанстата задолженность по заработной плате на указанную дату составила 14040 тысяч рублей. Задолженность по заработной плате имелась перед 760 работниками.

 

 

 

 



В республике увеличивается размер прожиточного минимума.

Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан разработан проект постановления правительства, устанавливающего новую величину прожиточного минимума в республике по итогам 1 квартала 2015 года.

Согласно проекту, прожиточный минимум на душу населения будет составлять 8685 рублей, увеличение в сравнении с прошлогодним размером на 20,1%, или 1451 рублей.

Для трудоспособного населения прожиточный минимум планируется увеличить на 19,7%, или на 1516 рублей. Таким образом, если сейчас для данной категории прожиточный минимум равен 7710 рублям, то после повышения он достигнет уже 9226 рублей.

Для пенсионеров этот показатель также вырастет – с 5926 до 7076 рублей, для детей – с 7158 до 8739 рублей.

18.12.2014г. о повышении уровня реального содержания зарплаты

 Трудовой кодекс в ст. 130 закрепляет в системе основных государственных гарантий по оплате труда работников меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. Что это означает на практике?

Фактически положения ст. 130 ТК РФ не накладывают никаких обязательств на работодателя, но указанная норма закона конкретизируется в ст. 134 ТК РФ. Положениями ст. 134 устанавливается уже конкретная обязанность работодателя обеспечивать повышение уровня реального содержания зарплаты, в том числе путем индексации в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Из содержания ст. 134 ТК РФ можно сделать вывод о том, что только индексация заработной платы “завязана” на индекс роста потребительских цен на товары и услуги.

  ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПОРЯДКА ИНДЕКСАЦИИ

Законодательством порядок индексации не установлен. Установлена лишь обязанность работодателя осуществлять ее. Причем организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию зарплаты в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. А другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

 Ранее для индексации зарплаты бюджетные организации руководствовались Законом РСФСР от 24.10.1991 № 1799-1 “Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР”. Но с 1.01.2005 он утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты РФ...” - так называемого закона “о монетизации льгот”. До настоящего времени аналогичный закон или иной нормативный акт, предусматривающий порядок и условия индексации, не принят. Таким образом, индексация зарплаты работников бюджетной сферы производится в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующего субъекта РФ или муниципального образования (в зависимости от источника финансирования того или иного учреждения/организации).

   Следовательно, дальнейшее рассмотрение выбранной темы будет посвящено индексации зарплаты работников, которые трудятся в коммерческом секторе экономики.
   В той же ст. 134 ТК РФ сказано, что порядок индексации заработной платы в организациях, основанных на частной собственности, индивидуальных предпринимателей, обществ с ограниченной ответственностью и других небюджетных организаций устанавливается: коллективным договором; соглашением; локальным нормативным актом организации. И уже с этого момента возникают различные мнения по вопросу принятия этих документов организации.

   Сразу отметим, что если соответствующее федеральное отраслевое (отраслевое тарифное) соглашение предусматривает конкретный размер индексации заработной платы, то повышение уровня реального содержания зарплаты обеспечивается с учетом требований этого соглашения. Это касается и того случая, если соответствующее отраслевое (отраслевое тарифное) соглашение заключено на межрегиональном, региональном, территориальном уровне социального партнерства.

    А вот если порядок индексации заработной платы будет устанавливаться либо колдоговором, либо локальным нормативным актом организации, то необходимо обратить внимание на следующее.

1. Согласно ст. 8 ТК РФ работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции. То есть он имеет право, но не обязан принимать те или иные локальные нормативные акты. Вместе с тем по совокупности положений ст. 134 и ст. 8 ТК РФ можно сделать вывод о том, что на работодателя в данном случае возложена именно обязанность разработать и принять соответствующий локальный нормативный акт, определяющий порядок индексации зарплаты работников.
   Такого вывода придерживается и Федеральная служба по труду и занятости, указывая в своих письмах: “В том случае, если в локальных нормативных актах организации не предусмотрен такой порядок, то, учитывая, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, полагаем, необходимо внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты”.
   2. Согласно ст. 36 ТК РФ на работодателя возложено право, а не обязанность выступить с инициативой о проведении коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора. Поэтому отсутствие колдоговора в организации не является нарушением трудового законодательства. Но и из данной ситуации есть выход, так как и полномочные представители работников - наравне с работодателем - обладают правом выступить с инициативой о проведении таких коллективных переговоров. А как только полномочные представители работников направят работодателю предложение о начале коллективных переговоров по заключению колдоговора, у того возникает обязанность вступить в коллективные переговоры (ч. 2 ст. 36 ТК РФ).

   КОЛДОГОВОР

Также отметим, что ст. 41 ТК РФ устанавливает свободу в выборе содержания и структуры колдоговора. Однако в Трудовом кодексе мы видим большое количество статьей, в которых закон обязывает предусмотреть то или иное регулирование трудовых правоотношений именно в коллективном договоре.

   Например, в соответствии со ст. 112 ТК РФ работникам, за исключением получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение. Размер и порядок выплаты указанного вознаграждения определяются коллективным договором, соглашениями, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профорганизации, трудовым договором.
   Согласно ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
   Согласно ст. 136 ТК РФ зарплата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

    Согласно ст. 143 ТК РФ тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
   Согласно ст. 154 ТК РФ конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
   Согласно ст. 196 ТК РФ подготовка работников и их дополнительное профессиональное образование осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
  Наличие в указанных и во многих других статьях словосочетаний “коллективный договор”, “трудовой договор”, “локальный нормативный акт”, перечисленных через запятые, говорит о том, что регулирование тех или иных трудовых правоотношений должно устанавливаться в обязательном порядке как в коллективном договоре, так и в трудовом договоре, так и в локальном акте организации.
  И ст. 134 ТК РФ - не исключение. Таким образом, положение об индексации заработной платы должно предусматриваться колдоговором.

   К тому же и действия Государственной инспекции труда, и практика привлечения работодателей к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ показывают, что отсутствие в организации порядка индексации зарплаты (будь то отсутствие локального акта или отсутствие соответствующего положения в колдоговоре) является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности.
   При этом отметим, что непринятие соответствующего колдоговора, соглашения, локального нормативного акта не освобождает работодателя от обязанности производить индексацию заработной платы, причем регулярно. Подробнее об этом - в следующем номере газеты.

 



Выходные и праздничные дни в ноябре 2014 года
 
В соответствии со статьей 112 ТК РФ     4 ноября – День народного единства – является нерабочим праздничным днем.
   В целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней постановлением Правительства РФ от 28.05.2013 года № 444 «О переносе выходных дней в 2014 году» выходной день с понедельника 24 февраля перенесен на понедельник 3 ноября.
   Таким образом, при пятидневной рабочей неделе выходными днями в связи с празднованием Дня народного единства являются: 1,2,3 и 4 ноября 2014 года. Продолжительность работы в пятницу 31 октября 2014 года не сокращается.
   На основании статьи 120 ТК РФ при предоставлении ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска нерабочий праздничный день 4 ноября в число календарных дней отпуска не включается.
 
Размер заработной платы в республике за 9 месяцев 2014 года
 
   Среднемесячная заработная плата в Башкортостане в текущем году составляет 23779 рублей. Данные за январь-сентябрь проанализировал Башкортостанстат.
   В Приволжском федеральном округе по этому показателю лидирует Татарстан – 27303 рубля в месяц. За ним идут Пермский край (26277), Самарская (25082) и Нижегородская (24937) области.
   По показателю роста реальной заработной платы Башкортостан – последний в ПФО. Фактический рост заработков в республике составил с учетом инфляции лишь 0,2 процента, по сравнению с сопоставимым показателем 2013 года. В остальных регионах темпы роста выше – от 1.2 процента в саратовской области до 5,5 процентов в Удмуртской Республике.

  

В октябре жители республики отдохнут  на два  дня больше


В октябре 2014 года в Республике Башкортостан 2 праздничных нерабочих дня: 4 октября - Курбан-байрам и 11 октября - День Республики. В этом году эти дни совпадают с еженедельным днем отдыха субботой. При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день. Соответственно, выходной день с субботы 4 октября переносится на понедельник 6 октября, с субботы 11 октября  - на понедельник 13 октября. Продолжительность работы 3 октября и 10 октября сокращается на один час. Таким образом, выходными днями в Республике Башкортостан в связи с праздничными днями являются: 4,5,6  и 11,12,13 октября  2014 года. 
На основании статьи 120 Трудового кодекса Российской федерации при предоставлении ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска нерабочие праздничные дни 4 октября и 11 октября в число календарных дней отпуска не включаются.

Выходные и праздничные дни в 2015 году 

Постановлением  Правительства России  № 860  от 27 августа 2014 года  установлены  выходные и праздничные дни в 2015 году.
В соответствии  с этим  Постановлением в целях рационального  использования  работниками  выходных  и нерабочих праздничных дней на основании статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации  предусмотрен  механизм переноса : с  субботы 3 января  на пятницу 9 января, с  воскресенья 4 января на понедельник  4 мая.
 Россияне  в 2015 году  будут отдыхать –
с 1 по 11 января   -  новогодние каникулы;
 с 21 по 23  февраля  - день защитника Отечества;
с 7 по 9 марта  - Международный  женский  день;
с 1 по 4  мая – Праздник  Весны и Труда;
с 9 по 11 мая – 70-летие Победы  в Великой Отечественной  Войне;
с 12 по 14 июня  - День  России;
 4 ноября  - День народного единства
 
 

Сроки повышения МРОТ до прожиточного минимума

Министерством труда России подготовлен законопроект, который определяет порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда (МРОТ) до величины прожиточного минимума. С 1 октября 2015 года предполагается изменить подход к установлению МРОТ, чтобы соблюсти единство гарантий, установленное Конституцией РФ. А именно: привязать МРОТ единым процентом к прожиточному минимуму трудоспособного населения по субъекту РФ, а не к среднему по России. Согласно законопроекту с 1 января 2015 года предлагается установить МРОТ в сумме 5865 рублей. С 1 октября 2015 года планируется установление МРОТ в соотношении к величине прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ на третий квартал предыдущего года, равном : с 1 октября 2015 года – 89%; с 1 октября 2016 года – 94%; с 1 октября 2017 года – 100%.

Праздничные дни в июле

 

В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 октября 2013 года № 488 нерабочим праздничным днем в 2014 году объявлен 28 июля – Ураза-байрам.
В 2014 году нерабочий праздничный день Ураза-Байрам приходится на понедельник. Продолжительность работы в пятницу 25 июля 2014 года не сокращается.
Таким образом, при пятидневной рабочей неделе выходными днями в Республике Башкортостан в связи с праздничным днем Ураза-байрам являются: 26, 27 и 28 июля 2014 года.
На основании статьи 120 Трудового кодекса Российской Федерации при предоставлении ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска нерабочий праздничный день 28 июля в число календарных дней отпуска не включается.
 

  

План мероприятий по повышению производительности труда

 

Правительство Российской Федерации своим распоряжением от 09 июля 2014 года № 1250-р утвердило план мероприятий по повышению производительности труда, созданию и модернизации рабочих мест.
План включает такие направления, как стимулирование замены устаревших рабочих мест, создание условий для профессионального развития работников, реализации мер по повышению мобильности трудовых ресурсов, меры по повышению производительности труда в компаниях с государственным участием, а также меры по созданию условий для увеличения занятости в сферах индивидуального и малого предпринимательства.
 

  

Меры по защите лиц предпенсионного возраста от сокращения

 

В Государственную Думу Российской Федерации внесен законопроект, который дает преимущество работникам предпенсионного возраста ( за два года до пенсии по старости) остаться на работе в случае сокращения штата. По сути, это означает запрет на увольнение людей этой возрастной категории. Сегодня Трудовым кодексом предусмотрены такие преференции для отдельных категорий работников ( ст. 179 ТК РФ «Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников»). И теперь к этому перечню предлагается добавить пенсионеров.

 

 

Компенсация   неиспользованных отпусков при увольнении 

Разъяснение Конституционного Суда Российской Федерации
   «Трудовой кодекс Российской Федерации закрепляет механизм реализации конституционного права на отдых, в том числе условия и порядок предоставления оплачиваемого ежегодного отпуска. При этом запрещается непредставление такого отпуска в течение двух лет подряд.
Норма части 1 статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации гарантирует реализацию конституционного права на отдых для тех работников, которые прекращают трудовые отношения и по различным причинам на момент увольнения своевременно не воспользовались своим правом на ежегодный оплачиваемый отпуск. Эта норма предполагает выплату денежной компенсации за все неиспользованные отпуска и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан»

Новости Башкортостана

Информ. порталы

Информпортал Республики Башкортостан
Президент Республики Башкортостан
Правительство Республики Башкортостан
Башинформ
gosuslugi
pgu.bashkortostan.ru
upprb
torgi
Защита прав потребителей в Республике Башкортостан
Bashkortostan

Инвестиционный портал Республики Башкортостан

Cpvrb
ekstr
fss

fss
registraciya prosto
Яндекс.Метрика